По волнам Адриатики |
Отдых - Отдых в Черногории |
Черногория за последние несколько лет наблюдает значительный прирост яхтенных туристов. Особое внимание этому уделяется в принятой государственной «Стратегии развития туристической отрасли», вводятся в строй новые причалы, портам с недавних пор выставлены жесткие требования соответствия международным стандартам. Совершенствование инфраструктуры и масштабная рекламная кампания сделали свое дело – Министерство туризма Черногории по итогам кризисного 2009 г. отрапортовало об увеличении заходов в порты иностранных яхт (плюс 7,6 % по сравнению с 2008 г.) и количестве морских туристов (рост 3,7 %). И пускай в абсолютных величинах показатели не столь будоражат воображение (при переводе из процентов это всего 2 800 судов и чуть более 11 000 туристов), но для страны, занимающей полосу Адриатики всего в 293 км и имеющей всего семь портов, адаптированных для нужд современного яхтенного туризма, это более чем достойный результат. Особого внимания заслуживает еще один важный показатель – яхты проводили в портах Черногории в среднем по одной неделе. Это означает, что страна переходит из разряда транзитного пункта для курсирующих по традиционным маршрутам между Грецией, Хорватией и Италией судов в самобытную и привлекательную достопримечательность. Состоятельные туристы перестали довольствоваться кратким обзором местных красот и решили углубиться в континент или просто пожить в комфортабельных отелях или на виллах, ведь иначе объяснить недельное пребывание среднестатистической яхты в черногорских водах, которые можно пересечь за считанные часы, невозможно. Большие Гости Несмотря на предпринимаемые усилия, стоит констатировать, что Черногория пока далека от звания элитарного места пребывания для мореплавателей, в отличие, скажем, от большинства стран Средиземноморья. Шаг по направлению к приобретению статуса «Монако Адриатики» был сделан с введением в строй летом 2009 г. крупнейшего в регионе яхтенного курорта Porto Montenegro с широчайшим спектром услуг и единственного в стране, способного обслуживать мегаяхты. Укрепление бизнес-климата в Черногории, появление крупных инвесторов ознаменовалось и появлением в здешних водах солидных плавательных средств. Из самых известных судов были замечены 73-метрвая Queen K (стоимостью порядка 70 млн евро) Олега Дерипаски, структурам которого подконтролен Комбинат алюминия в Подгорице, и 119-метровая яхта «А» (280 млн долларов) бизнесмена Андрея Мельниченко. В числе первых посетителей Porto Montenegro было 48-метровое судно «Александр V» сербского «короля сахара» Миодрага Костича стоимостью порядка 25 млн евро – самая дорогая, по данным СМИ, яхта на Адриатике. В 2006 г. в Которе был сфотографирован известный американский политик, экс-кандидат в президенты США Джон Маккейн, поднимающийся на 35-метровую Celine Ashley. Яхту в тот период арендовал одиозный итальянский бизнесмен Раффаэлло Фоллиери, обвиненный позже американским правосудием в финансовых махинациях. Видели в этих водах суперсуда из флотилии бизнесмена Романа Абрамовича, яхты боссов «Форумлы-1» Берни Экклостоуна и Флавио Бриаторе. Говорят, некоторые из кораблей не могли пристать к берегу. Porto Montenegro построен специально для того, чтобы подобных недоразумений не возникало. Места парковки Благоприятный визовый режим и новый, облегченный порядок взимания пошлин с судов под иностранными флагами, который действует с 2009 г., делают Черногорию весьма привлекательной в сравнении с соседями. За недельное плавание яхты в черногорских водах придется заплатить единовременно от 40 до 420 евро (в зависимости от размера корабля). Годовой «абонемент» обойдется в от 400 до 1500 евро. Разобраться с этими формальностями следует в Зеленике, Которе или Будве (с 1 мая по 1 ноября) или круглый год в Баре и Porto Montenegro. Герцег-Нови Самый западный порт находится на входе в Которский залив. Ежегодно, согласно официальным данным, Герцег-Нови принимает порядка тысячи судов. И это несмотря на его относительно скромные размеры. Часть порта используется местным яхт-клубом, часть – небольшими рыбацкими судами. Стоянка яхт рассчитана на корабли до 25 м. Зеленика Зеленика располагается неподалеку от Герцег-Нови. Порт очень маленького городка, основанного в начале ХХ в., имеет минимальную инфраструктуру. Город получил известность как один из первых курортов региона и самой южной железнодорожной станции Австро-Венгерской империи. В Зеленике мореплавателям можно пройти необходимые таможенные процедуры. Порт открыт ветрам с юга и юго-запада, поэтому могут возникнуть проблемы со швартовкой. В качестве альтернативы яхты отправляются вглубь Которского залива. Porto Montenegro Самый большой, самый современный и наиболее инфраструктурно развитый яхтенный комплекс на Адриатике расположен близ Тивата в Которском заливе. Причалы для яхт сочетаются с отелями класса люкс, виллами, ресторанами, полем для гольфа, спортивными площадками, культурными объектами и пляжами. В трех морских милях находится верфь Биела, где в скором времени для судов будет организован круглогодичный сервис по ремонту или переоснащению судов. Также предполагается наличие школ для детей и курсов для подготовки моряков. Вблизи порта 3 международных аэропорта – 7 километров до Тивата, 90 километров до Подгорицы и 46 километров до хорватского Дубровника. В Porto Montenegro к моменту открытия в июне 2009 г. насчитывалось 85 «парковочных мест», в будущем здесь смогут разместиться до 600 яхт, 130 мест будут зарезервированы для судов размером свыше 30 м. С введением в строй этого порта Черногория впервые сможет принимать 150-метровые мегаяхты. Район порта отличается легкими условиями для навигации, защищен от ветров, глубины оставляют от 4,5 до 16 м. Проект объемом в сотни миллионов евро реализуется на месте старой военной базы по инициативе канадского миллиардера Питера Манка при участии нескольких соинвесторов, включая Олега Дерипаску. Эксклюзивный отдых потребует определенных финансовых гарантий. Правда, Манк в одном из своих интервью заявил, что все познается в сравнении. По его словам, рента за 75-метровое судно составит 130 000 евро за швартовое место в год, на мысе Антиб во Франции это же услуга обходится в миллион евро. Прчань Еще один маленький порт в Которском заливе с минимальной инфраструктурой и недавно модернизированной пристанью, рассчитанной на прием 35 малых яхт и катеров. Есть судовой лифт на 18 тонн. Стоимость аренды причала 3 евро за каждый метр длины яхты в сутки, месячная аренда – 35 евро за метр. Есть возможность зимней стоянки. Котор Которский порт функционирует круглый год и может принимать на стоянку одновременно несколько десятков среднеразмерных судов. Большие круизные суда и корабли с коммерческими грузами становятся на якорь. Многочисленные достопримечательности, развитая инфраструктура и ежегодное яхт-шоу делает город весьма привлекательным для морских туристов. Будва Современный порт для небольших судов в самом популярном туристическом центре Черногории. Пристани расположены у стен старого города – ежедневным местом паломничества многочисленных отдыхающих. Для спокойствия яхтовладельцев гавань оснащена видеокамерами. Порт может принимать даже 65-метровые яхты. Бар Порт Бара остается самым большим и универсальным в Черногории. Он разделен на несколько зон, в том числе индустриальную, обслуживающую грузовые суда и пассажирские паромы, яхтенную пристань на 400 мест, еще есть отдельная долгосрочная стоянка для катеров и яхт. Здесь есть все необходимые таможенные и полицейские службы. |
Читайте: |
---|