Чем рискует Черногория |
Отдых - Деликатесы |
Бельгийский шоколад, сыр «Фета» (из овечьего молока) и пастели (пирог из кунжута и меда) из Греции, итальянская моцарелла, немецкие «белые колбаски», австрийский яблочный штрудель… Традиционные продукты Это только часть традиционных продуктов европейской кухни, приготовленных по особым рецептам, которые передаются из поколения в поколение. В Европейском союзе уделяют все больше внимания национальным продуктам. Традиционная кухня считается здоровой, поэтому вместе с ростом интереса общественности к здоровой пище растет и потребление традиционной. В отдельных странах ЕС она составляет значительный процент от общего питания, но точных данных об этом пока нет. Чтобы какой-либо продукт вообще получил право считаться «традиционным», на взыскательном европейском рынке нужно пройти долгий путь выполнения европейских директив. Большая часть черногорских производителей в настоящее время не может даже приблизиться к европейскому рынку. Проблемы в черногорском сельском хозяйстве копились десятилетиями, поэтому обучение фермеров и производителей, ознакомление их с концепциями и способами сертификации традиционной продукции должно стать одним из приоритетов соответствующего министерства и его органов в ближайшее время. Условия выхода на европейский рынок Во-первых, продукты должны удовлетворять всем гигиеническим требованиям. Представители Европейской комиссии, занимающейся сельским хозяйством, исследовали положение дел в Черногории и обозначили в качестве приоритетной именно проблему гигиенических условий производства. Министерство сельского хозяйства в агробюджете на этот год для помощи производителям в улучшении гигиенических условий предусмотрело чисто символическую сумму. Однако для этой цели требуются расходы на приобретение нового, в основном современного и достаточно дорогостоящего оборудования. Кроме того, черногорским работникам сельского хозяйства, которые хотят через несколько лет выйти со своей продукцией сначала на черногорский, а потом уже и на европейский рынок, необходимо ввести систему HACCP, подразумевающую непрерывный надзор за всей цепочкой производства продуктов питания. Кроме компании Plantaža, которая ввела НАССР в 2000 году, этот сертификат, по данным Министерства сельского хозяйства, имеют компании Pirela, Marteks, Inspe, Arena milk, Šimšić, Mont milk, Fabricis и Nika mljekara. Только после этих шагов производители могут думать о выполнении директив ЕС по «самобытности» продуктов питания. Черногория могла бы зарегистрировать в качестве традиционных такие продукты, как негушский пршут, плевльский сыр, каймак, картофель из Требальева и другие, обладающие специфическими особенностями, учитывая их происхождение. Осуществится это или нет, вопрос остается открытым… Что изменится? Одна из дилемм: останется ли прежним вкус, скажем, негушского пршута или плевльского сыра, если их производители станут заботиться о гигиене, составе, добавках соли и т.д.? Может быть, только бабушки, которые будут делать эти продукты для своей семьи и не захотят менять свои бочки и кадушки, смогут сохранить способ приготовления, проверенный веками, и будут наслаждаться истинным вкусом? Пока этого никто не может знать. Но есть и более важные вопросы. Зам. председателя Союза сельскохозяйственных производителей Черногории Драголюб Ненезич уверен, что ввод новых технологий производства не отразится на качестве. «Улучшение гигиенических условий может только повысить качество, но уж никак не понизить», – заявил он. Нужна помощь государства и местных властей Г-н Ненезич также считает, что гигиенические условия, в которых производятся черногорские продукты, неудовлетворительны, поэтому им следует уделить особое внимание. «Представители Европейской комиссии много раз указывали на то, что нам будет трудно достичь необходимого уровня. Мы ввели некоторые стандарты, но опыт показал, что этого недостаточно. Нужна помощь органов местного самоуправления и государства», – сказал Ненезич для издания Evropski puls. Он добавил, что прежде всего нужно поддержать производителей, помочь им внедрить новые технологии, а затем ввести стандартизацию качества. «Это значит, что необходимо знать, какой цвет, запах и вкус имеет, скажем, плевльский сыр, по какой рецептуре он производится, как упаковывается и т.д. При этом национальные продукты следует продвигать только в отдельных странах ЕС и в определенных количествах. Немцы, вероятно, заинтересовались бы черногорским каймаком или сыром, но шведов или датчан нелегко будет к ним привлечь». |
Читайте: |
---|